Поэт Андрей Вознесенский еще 23 года назад по поводу смерти критика Шкловского поставил важнейший вопрос об экологии культуры. Мы не можем представить себе личную боль утраты известного поэта, ощутить его переживания. Но теперь с расстояния в четверть века мы убеждаемся в то, что есть у Андрея Вознесенского нечто пророческое.
Смерть критика для поэта была своеобразным поводом, поставить веху в честь уходящей великой литературной эпохи. Сначала ушли классики русской литературы, а затем и советской. Вознесенский ставит Шкловского в один ряд с титанами культуры Эйзенштейном, Тыняновым и называет их исчезающим видом. Но уход критика по мнению Вознесенского осветляет то, что критику удалось в свое время так глубоко вспахать культурный слой, засеять такие семена, что простые люди, далекие от богемы и литературных кругов проявляют обеспокоенность состояния культурой.
Простые люди всегда понимали, что только прямая передача образов в первоисточниках – картинах, книгах, театральных постановках, может передать изначальную душу автора, сохранив самобытность культуры нации. Стремление к целлулоидно-цифровых технологиям, помноженную на коммерческую зависимость от рекламодателя приводят к тому, что все чаще и чаще при воспроизводстве классического произведения в той или иной форме, будь то фильм, адаптированная аудикнига, комиксы, мультфильмы и т.д., искажается сюжетная линия, упрощается, выхолащивается характер действий, мельчают душою герои произведений.
Четверть века назад эта тенденция была заметна, но не так как сейчас. Тогда государство направляло и контролировало процессы, пусть даже подпирая ее однобокие сюжеты соцреализма, но вместе с тем и поддерживало настоящую культуру. Из-за упрощения форм и сюжетов культурная среда утончается будто бы озоновый слой атмосферы планеты под воздействием углекислого газа. И сегодня угроза экологии культуры гораздо реальнее чем четверть века назад. А как показывает история сначала гибнет культура, а потом в небытие уходит цивилизация. И так не хочется повторить историю греков, которым сегодня ничего остается делать, кроме как показывать развалины Парфенона. Так и мы можем стать греками культуры, утратившими связь с великим наследием наших титанов литературы, музыки и драматургии.
|